Эвенкийские шаманы – волшебники тайги

В этой статье речь пойдёт о таинственных эвенкийских шаманах, о которых мало, что известно. Возможно, прочитав материал, представленный тут, читатель пополнит свою копилку знаний, новыми сведениями об этом интересном явлении?

Шаманизм, как религия довольно интересно и необычно, с точки зрения европейского обывателя. Шаманизм не отрицает чужую веру, привнесённую им, а, как бы впитывает её в себя. Православная икона, может соседствовать в жилище тунгуса с какими-то амулетами, оберегами и т.д., и не будет для местного жителя, чем-то чуждым.

Из всех существующих на сегодняшний день верований, шаманизм является самой, так сказать, демократичной. Не было в истории случая, чтобы кто-то, кому-то навязывал эту веру насильно, в отличие от официальных религий.

Эвенкийский шаманизм, как, впрочем, и любой другой – это вера, уходящая корнями вглубь тысячелетий. Это непросто верования, а скорее – знания. Знания, как жить в соответствии с законами природы, не противопоставляя себя ей, а гармонично вливаясь – взаимодействуя с нею.

Искусством шамана, мог обладать далеко не каждый. Духи, по каким-то, только им ведомым причинам могли выбрать человека для того, чтобы он посвятил себя шаманству.

У того, на которого пал выбор духов, начинаются всякие проблемы в жизни. Человек может заболеть, появятся многочисленные жизненные неурядицы и самое главное может проявиться так называемая «болезнь шамана», при ней появляются видения, которые посылают будущему шаману духи природы.

Хочется заметить, что шаманство – это не бизнес. Можно принимать разного рода подарки, за те услуги, которые шаман оказывает людям, но не больше. То есть делать деньги на этом нельзя, так как это очень опасно для самого шамана.

Поэтому те, кого показывают на телеэкранах с бубном в руках, практически в 100% случаев – шарлатаны. Эвенкийские шаманы не стремятся к публичности. Их стезя – это общение и поклонение богам и духам, а также помощь, и лечение людям, которые в этом нуждаются.

Традиция шаманизма Эвенков

• Традиционный костюм эвенкийского шамана « эвэды тэтэгэ», делается из кожи или замши, спереди надевается нагрудник «хэлми». На спине закрепляются обереги из металла, а на руки надеваются медные браслеты, для защиты шамана в процессе камлания. В остальном части костюма, похожи на костюмы, других шаманов тайги – это посох, шаманская шапка, бубен и т.д.

• Непременный атрибут любого шаманского ритуала эвенков – костёр. Дрова в костре могут укладывать по-разному, в зависимости от целей ритуала. Через огонь богам отправляются подношения – жертва. Жертвой могут служить – молоко, мясо, сладости, водка и т.д.

Рядом с жилищем эвенкийского шамана устанавливались вырезанные из дерева фигурки животных, которые символизировали собой духов природы помогающих шаману в проведении обрядов.

• Эвенкийский шаманизм предполагает также установление идолов, которые изготавливались из древесины лиственницы или сосны. В этнографическом музее города Улан-Удэ можно увидеть такой идол, который называется «Чичипкан». На одной из его сторон изображалось человеческое лицо, а другой конец расщепляли и устанавливали в землю. Эвенки верили, что если пройти через расщелину этих ног, то это принёсёт удачу на охоте и оградит от гнева злых духов.

Изготавливали из дерева и небольших идолов «ментая» — они хранили род от всевозможных напастей. Их ставили у входа в жилище, подвешивали над ним или клали в люльку ребёнку.

К сожалению, на сегодняшний день эвенкийский шаманизм довольно редкостное явление. Это обусловлено тем, что эти шаманы склонны к индивидуализму, живут далеко от основной массы людей и друг от друга. Передавать свои знания подчас некому и они «умирают» вместе с их носителем.

Радует, то, что постепенно эвенки пытаются возродить веру своих предков. Собирают по крупицам знания, которые ещё не до конца утеряны и возрождают шаманство не только, как атрибут таёжной экзотики, но и, с практической точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *